пятница, 5 февраля 2016 г.

Организационные структуры компании

Что это такое?

На этапе открытия, предпринимателю приходится делать практически все. Но рано или поздно компания начинает расти – появляются новые сотрудники, а затем и отделы. Возникает некоторая структура, специфика которой влияет на поведение организации в целом и на управление проектами в компании в частности. Структура организации – это не обязательно то, что закреплено в каких-либо документах в организации. Часто бывает так, что закреплено одно, а в реальной жизни все совсем иначе.

Зачем они мне нужны?

Это первый и очевидный вопрос, который менеджер проектов может задать. И вопрос вполне разумный, ведь менеджер внутри компании не может изменить её структуру целиком. Ответ простой – чтобы облегчить жизнь себе самому. Понимание реальной организационной структуры компании поможет вам чуть больше разобраться в её работе, а так же понять к кому идти в случае проблем, и к кому идти нет смысла. Это так же полезно для проведения карьерного аудита, то есть для определения своих перспектив внутри компании.
Для наглядности я сделал картинки. Рисовать я не умею, так что за картинки не пинать.

Простая структура

Классификацию, про которую я сегодня пишу, предложил Генри Минцберг. Эта классификация подробно описана им в книге «Структура в кулаке. Создание эффективной организации».
Начнем сразу с примера.
Вот этот человек вы. И вы с 3 друзьями решили производить и продавать модные чехлы для iPhone.
Трое ваших друзей занимаются непосредственно производством, а вы занимаетесь формальным управлением, закупками и заключаете договоры на поставку этих чехлов. Это есть простая структура. Обычно ее изображают как-то так
Управление в такой структуре производится с помощью прямого контроля. Большую часть решений принимает глава компании и возможно его заместители. В такой структуре иерархия управления минимальна. Нет четких инструкций и регламентов.
Практически любая компания в начале своего жизненного пути представляет собой простую структуру. Простая структура это не плохо, и не значит, что надо что-то менять. В некоторых компаниях такая структура может жить вечно. Например, в мелкой торговле, когда хозяин бизнеса открыл 3 торговые точки. Более того, многие большие компании стремятся приблизится к такой структуре, но об этом позже. Организации с простой структурой являются гибкими, потому что стандартизация, формализация и бюрократия в ней минимальны. Операции гибки и адаптивны, так как менеджеры высшего уровня непосредственно контролируют исполнительский персонал.
Что это значит для менеджера проектов? В этой структуре вы бесполезны. Здесь в принципе не нужно проектное управление.
Есть люди, которым нравится работать в такой организации, поскольку чётко определена её миссия и имеется определённая гибкость. Другие же возмущаются господством главы. Они называют такое руководство автократичным и считают его несовременным во времена демократии. Главный недостаток такой организации – она очень ненадежна: "один сердечный приступ может буквально смести главный координирующий механизм организации".

Механистическая бюрократия

Продолжим развивать наш пример. Представим, что доллар упал до 5 рублей (эх, мечты), и все жители России пошли и купили себе по iPhone. Спрос на ваши модные чехлы резко вырос и вы хотите производить не 3 чехла в день, а 3 000. Ваша компания растет и ваши друзья уже не производят чехлы сами, а становятся директорами различных направлений. В каждом направлении появляются менеджеры, которые управляют теми, кто реально производит ваши чехлы. Вся структура вытягивается вверх и получается что-то такое
В этой структуре так же появляются 2 паразита. Это стандартизаторы – сотрудники, которые разрабатывают стандарты и пишут различные инструкции для работников. Второй паразит – это обеспечивающие работники. Это различные уборщицы, электрики, бухгалтера, секретари, системные администраторы и прочие. Сами они ничего не производят и управленческих решений не принимают, но работа без них невозможна. И получается что-то такое.
 
Механистическая бюрократия характерна для простых и стабильных сред. Чехлы производить достаточно просто, новый iPhone выходит редко и изменения в производстве минимальны. Коммуникация и власть осуществляется посредством формальной цепи команд. Принятие решения централизовано. Такая структура одержима контролем в стремлении снизить неопределенность и сдерживать неизбежное отчуждение и конфликт
Задача менеджеров на стратегической вершине состоит в оптимизации исполнения, решения проблем. Они постоянно ищут более эффективные способы производства – как из одного и того же количества материала сделать в полтора раза больше чехлов.
Здесь так же не нужны менеджеры проектов. Вам не нужен набор специалистов из разных областей для производства чехлов. Однако, в таких структурах менеджер проектов может появится на время внедрения чего-то нового. Например, вы решили производить не только чехлы для iPhone, но и сумки для ноутбуков. Тогда вы можете собрать команду в проект для внедрения нового направления бизнеса. То есть собрать вместе людей, которые создадут технологию производства, найдут и оборудуют помещение и так далее.
Несмотря на то, что такая форма организации эффективна при повторяющейся работе, между тем она изобилует конфликтами между верхами и низами, а также между подразделениями. Для многих работников их работа не является значимой. Её менеджеры тратят много энергии на то, чтобы соединить всех вместе. Такая организация была современной во время расцвета промышленной революции, но, как и Простая Структура, теперь таковой не является.

 

С другими структурами мы разберемся в следующем посте...

Комментариев нет:

Отправить комментарий